Та биографическая и генеалогическая информация, которая хранится в фондах федеральных и региональных архивов , долгие годы не была востребована российскими генеалогами. Советская наука не интересовалась жизнью рядовых людей, акцентирую внимание лишь на глобальных политических и масштабных процессах.
Проект «Родословный детективъ» считает, что полноценное понимание истории невозможно без анализа биографических и генеалогических данных об участниках исторических событий: их именах, возрасте, образовании, социальном положении.

История – это, прежде всего, история людей.
История – это, прежде всего, история людей. Деятельность каждого отдельного человека (и созидательная, и разрушительная) вписывается в контекст государственной, социально-культурной, духовно-нравственной, экономической жизни и влияет на ее изменение.
Биографическая и генеалогическая информация представлена в архивных фондах различных государственных, общественных и иных организаций, осуществлявших документирование отдельных сторон личной и общественно-трудовой деятельности человека (от его рождения до погребения).
Отвечая современным общественным интересам, специалисты провели необходимые исследования видового состава документов в государственных архивах России, фиксирующих биографическую и генеалогическую информацию, и издали пособие по документам с генеалогической информацией за определенный период. Называется это пособие — «Биографическая и генеалогическая информация в государственных архивах Российской Федерации. 1917–1991 гг.»
Особенности и отличия дореволюционной и советской системы управления
Особенностью дореволюционной системы управления были достаточная строгость, четкость, унификация состава и содержания реквизитов и форм документов. В советское время, вплоть до 1930-х гг, система государственного управления ( распределение властных и иных полномочий) подвергалась постоянным реорганизациям и изменениям. Этот процесс сопровождался огромным разнообразием форм и реквизитов используемых видов и разновидностей документов.
Позднее в результате централизации управления, внедрения инструктивно-методических разработок Наркомата рабоче-крестьянской инспекции, Бюро стандартизации ВСНХ СССР, Института техники управления и Центрархива РСФСР, регламентировавших процессы документирования, положение несколько стабилизировалось. Ввели типовые формы отдельных видов документов, определили масштаб и границы их применения (республика, регион, отрасль и т.п.). Относительно устойчивым порядок документирования был в кадровой, нотариальной, уголовно-процессуальной сферах государственного регулирования.
Какие документы описывает пособие
Пособие «Биографическая и генеалогическая информация в государственных архивах Российской Федерации. 1917–1991 гг.» описывает более 1300 видов и разновидностей документов по основным направлениям документирования информации, отражающей социально-правовые отношения личности (гражданина) и государства (общества) в области гражданского состояния; образования (среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, военного, партийного и комсомольского); присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий; служебно-трудовых и связанных с ними иных отношений (трудовой деятельности, военной службы, награждений, творческой деятельности, пенсионного обеспечения, увековечения памяти, социального и имущественного положения); гражданства; паспортизации и регистрации населения; учета отдельных групп населения; нотариальных действий; медицинской и социальной помощи; опекунства, патроната, усыновления; уголовно-процессуальных действий, политических репрессий; общественно-политической деятельности.
В приложении помещен алфавитный указатель видов и разновидностей документов, содержащих биографическую и генеалогическую информацию советского периода. Каждое описание включает наименования вида (разновидности) документа, законодательных и нормативных актов, регламентирующих его введение, хронологический период действия, масштаб применения, реквизиты содержания, состав биографической и генеалогической информации, указание должностного лица, полномочного составлять документ, а также профиль архивов и состав фондов, которые могут содержать необходимую информацию. Эти данные помогут пользователю установить наличие, повторяемость, частоту фиксации того или иного искомого признака в документах различного функционального назначения, создаваемых конкретными организациями в соответствии с их отраслевой принадлежностью.
Пособие можно найти в интернете. Если у вас возникнут проблемы с поиском, напишите в комментарии , и мы вышлем вам это пособие.
Для начала необходимо собрать первоначальную географическую информацию и биографические данные. Первое – опросить родственников. Многие избегают этого делать в силу разных обстоятельств, стараются самостоятельно что-то искать, прежде чем поговорить с оставшимися в живых родственниками. Обязательно надо записать весь разговор на диктофон, сделать пометки в блокноте. Человеческая память очень своеобразная, и часто мы вспоминаем то, чего не было, или вспоминаем совсем не так. Что нас интересует: фамилия, имя, отчество, год рождения. И место проживания на момент применения репрессий. Нужно фиксировать все, что удается узнать: где жил и работал в какие-то моменты своей жизни, семейное положение.